Вернисаж художников
Посвященный 35-ти летию создания Клуба Художников Зеленограда
Наш зелёный город – явление уникальное. Он является 10 –ым административным районом столицы и расположен в 40 километрах от её центра по Ленинградскому шоссе. Возникший в 1958 году в качестве города-спутника, Зеленоград в 60-х годах стал всесоюзным центром микроэлектроники.
Наряду с научными и техническими кадрами, сюда приехали люди самых разных профессий, для которых зеленый город стал второй родиной.
Население Зеленограда, изначально имеющее высокий интеллектуальный уровень, чрезвычайно нуждалось в удовлетворении своих духовных потребностей. Несмотря на близость к Москве, до неё всё же нужно было доехать, чтобы в полной мере воспользоваться её культурным богатством. Часто для этого у зеленоградцев просто элементарно не хватало времени.
Всё это способствовало созданию в городе, в первую очередь, профессиональных учреждений культуры, таких как Дворец культуры «Зеленоград» (ныне Культурный центр), Государственный зеленоградский историко-краеведческий музей (ГЗИКМ), театр» Ведогонь», выставочный зал «Флейта, а позднее в городе открылся выставочный зал «Зеленоград» в 14-ом микрорайоне.
Большой значение для воспитания подрастающего поколения были и остаются детская школа искусств им. С.Дягилева, многочисленные ДЮЦы, детская художественная школа №9, музыкальные школы, хоровые коллективы, получившие признание в нашей стране и за рубежом, а также библиотеки, кинотеатры.
Вместе с тем создавались коллективы и объединения по интересам, в которых «физики» с удовольствием превращались в «лириков», архитекторы в музыкантов, инженеры, врачи и учителя занимались живописью и писали стихи.
До сих пор старшее поколение зеленоградцев вспоминают выступления самодеятельного сатирического ансамбля центрального дома архитекторов «Кохинор» и «Рейсшинка», созданного в 1953 году в институте «Моспроект» группой выпускников Московского архитектурного института. Ансамбль просуществовал 45 лет, завоевав признание и любовь публики высоким уровнем музыкального мастерства и непривычной остротой песенных текстов, высмеивающих негативные тенденции в архитектуре и строительстве тех дней.
Одним из основателей и бессменным руководителем этого ансамбля был главный архитектор Зеленограда Игорь Покровский (1926-2002), лауреат Государственной премии СССР, народный архитектор СССР. Помимо огромного количества осуществленных проектов в Москве, в Зеленограде по проектам Игоря Александровича были построены Филаретовский храм и Часовня Сергия Радонежского в 16-ом микрорайоне, где им же был расписан иконостас, ставшей последней работой архитектора.
В 1987 году в нашем городе было создано объединение «Клуб художников Зеленограда», в состав которого вошли художники-любители и профессионалы – члены художественных союзов, получившие образование в МГАХИ им. В.И.Сурикова, в Московском архитектурном институте, МГХПУ им. С.Г.Строганова, Московском полиграфическом институте и в различных художественных училищах страны.
Клуб художников сыграл значительную роль в художественной жизни Зеленограда, особенно в период с 1987 по 1994 годы, когда у него было свое помещение, где мастера по нескольку раз в год устраивали для жителей города свои вернисажи. Местом для коллективных экспозиция также становились торговые залы магазинов и Выставочный зал «Флейта». Выставки были самые разные – как творческие, так и выставки-продажи.
Открытие в 14-ом микрорайоне в 1994 году Выставочного зала «Зеленоград» подарил Клубу художников второе дыхание: профессиональные мастера и любители окунулись в атмосферу творческого единения и непреходящего праздника .
С 2011 года выставочная деятельность художников нашего города полностью переместилась в Культурный Центр, а Клуб стал называться Союз художников Зеленограда.
В 60-ые годы талантливые московские архитекторы задумывали создать на Подмосковной земле «город-сад», «город будущего». Свое красивое название зелёный город полностью оправдал: помимо столетнего леса, оставшегося в черте жилой застройки, здесь было создано множество парков, аллей, газонов и цветников.
Живописцам и графикам, приехавшим сюда на постоянное место жительства, несказанно повезло, в любое время у них была и остаётся возможность выйти на пленер с этюдником и быстро найти подходящую натуру.
Время идёт, а традиции остаются. Уже много лет учащиеся художественной школы и многочисленных студий пишут живую натуру, сидя на низеньких стульчиках с картонками на коленях или стоя перед этюдником в одном из лесных массивах города.
На акварельных листах появляются зеленоградские озёра, высотные дома и широкие улицы с мчащимися машинами и пешеходами. Привлекателен для юных художников и вольерный комплекс «Дом лани», который находится напротив Никольской церкви. Для того, чтобы увидеть пугливых ланей, надо иметь терпение, а вот в зооуголке с домашними животными можно сделать множество карандашных или пастельных зарисовок и использовать позже в своих композициях.
Юные живописцы подрастают, получают художественное образование в вузах Москвы и присоединяются к гостеприимному Союзу художников Зеленограда.
В какое бы время года не показывали свое творчество художники, пространство вокруг их живописных полотен и графических листов начинает расцветать и будто наполняться ароматом травы, мокрой после дождя, распускающимися почками проснувшихся деревьев, прелыми осенними листьями или солёным дыханием моря.
Нередко бывает, что изображенная композиция вдруг уносит зрителя в далёкое прошлое и к картине хочется приходить еще и еще раз. Для художника – это самые дорогие моменты его творческой жизни, означающие, что хоть на мгновение, он сделал кого- то счастливым.
У каждого талантливого художника есть свой фирменный почерк, узнаваемый стиль, который оттачивается десятилетиями. У многих зеленоградских мастеров за долгие годы их выставочной деятельности появились свои почитатели, которые безошибочно узнают их новые полотна по почерку, манере и даже выбору сюжета.
И все же наибольший интерес всегда вызывает тот художник, который меняется на протяжении всей жизни. Начиная свой творческий путь как монументалист, мастер неожиданно появляется на вернисажах с прозрачными акварелями или пастозной темперой, а реалистические портреты и пейзажи с изображением русского раздолья, сменяются сказочным или иррациональным миром.
Это всегда связано с внутренним психологическим изменением, погружением в определённую, часто эзотерическую литературу, сменой места жительства или увлекательными путешествиями и общением с необычными людьми. Расширение сознания моментально отражается на полотне, что всегда вызывает необычайный интерес у коллег-художников и зрителей.
«Клуб художников» теперь официально называется СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ ЗЕЛЕНОГРАДА. Но, независимо от названий, суть остаётся прежней – творчество.
Совершено естественно, что на место многих энергичных художников, приехавших в город-спутник в 60-вы годы, и ушедшими, увы, в лучший мир, приходят родившиеся в конце ХХ века молодые профессионалы, для которых Зеленоград – малая родина. Встав в один строй с маститыми мастерами, они приносят на коллективные вернисажи мастерски выполненные графические листы в технике офорта, линогравюры, меццо-тинто и наполненные смыслом живописные полотна, которые становятся темой для обсуждения не только зрителей, но в первую очередь первую очередь коллег – художников.
Эти обсуждения очень важны для художников любого возраста, потому что дежурный комплимент от коллег или зритель, равнодушно скользнувший взглядом по картине и прошедший мимо, ставят мастеру неутешительный диагноз: кисти надо поставить в красивую вазу и больше к ним не прикасаться.
Можно получить очень высшее образование, но если картину пишет человек с холодными глазами и равнодушной душой, показывая зрителям лишь своё отточенное ремесло, результат будет весьма печален. Художник рисует сердцем.
Художники ждут вас, дорогие зрители. Выставка продлится до 22 декабря 2021
Культурный центр «Зеленоград», 2-ой этаж
Галия Колоскова
Куратор выставки
Член Московского союза художников