С 30.10 по19.11 в КЦ”Зеленоград” юбилейная выставка живописи Виктора Дубовикова
Приглашаем жителей Зеленограда.
Это ретроспективная выставка, результат проделанной работы за долгие годы.
Виктор Дубовиков приехал в Зеленоград в первое десятилетие существование города-спутника, в 1966
году
В 1952 году он, окончив восьмой класс средней школы в рабочем посёлке под Куйбышевом (ныне
Самара), приехал в Москву и, сдав вступительные экзамены, поступил в четвертый класс Московской
средней художественной школы при институте им. Сурикова (МСХШ), которую и окончил в 1956 году.
МСХШ стала для него Alma mater, и годы, проведенные там, по существу, сформировали его как
личность и как художника.
Атмосфера в школе в те годы была буквально пропитана высоким искусством.
После окончания в 1956 году МСХШ Дубовиков уехал из Москвы и поступил на физический
факультет Саратовского государственного университета им. Чернышевского, который и закончил в
1961 году.
Почти 30 лет Дубовиков отработал на предприятиях электронной промышленности сначала в
Саратове а потом в Зеленограде, участвовал в разработке электронных приборов, оборудования для
производства интегральных схем, аппаратуры магнитной записи. Работа была не только интересной и
захватывающей, но и весьма ответственной. Рабочий день был ненормированный, при сдаче какого
либо объекта приходилось прихватывать и выходные дни, но при этом удачно выполненная работа
приносила творческое удовлетворение и душевный подъём.
Тем удивительнее узнать, что авторский актив художника насчитывает более тысячи работ –
живопись, графика, монументальное и декоративно-прикладное искусство. При этом в душе художника
никогда не было дисгармонии – музыка, изобразительное искусство, литература, электроника
присутствовали в его жизни в полном единении и согласии.
Все эти годы он в свободное время занимался живописью, а с 1990 года полностью посвятил себя
искусству, стал членом Московского союза художников.
С 1966 года Дубовиков с семьей живет в городе-спутнике Москвы Зеленограде.
Художник всем сердцем полюбил этот юный, выросший в подмосковном лесу город, где уютно и
комфортно жить всем – молодым, старикам, детям.
В Зеленоград приехало немало талантливых художников. В 1986 году они организовали объединение
«Клуб художников Зеленограда» (в 2010 году переименован в «Союз художников Зеленограда»),
председателем которого с 1987 года стал Дубовиков Виктор Борисович, оставаясь им и по сей день.
Ежегодные
коллективные и персональные выставки членов клуба становились настоящими городскими
праздниками.
В то время ни у кого еще не было дач, и по выходным дням жители города большими кампаниями
выезжали на озера, в лес, к реке на шашлыки. Изумительной красоты природа, оставшаяся таковой до
сих пор, просто призывала живописца взять в руки кисть.
В 70-х годах многие художники, став зеленоградцами, не уходя далеко от дома, писали свежие этюды,
стараясь позже превратить их в картины.
Как и большинство городских живописцев, имеющих другую профессию, Дубовиков выходил на
пленэр только в выходные дни и во время отпуска. Отсутствие мастерской осложняет творческую
жизнь любого мастера, вынужденного искать в квартире для работы укромный уголок, создавая при
этом ощутимый дискомфорт своим домашним. Потому так много в архиве художника этюдных работ,
не перенесённых им на большие холсты, но производящих впечатление полной завершённости.
Пленэрная работа – это всегда сгусток эмоций художника, торопящегося запечатлеть краткий миг
состояния природы. Ценность подобной картины в правдивости, непосредственности и свежести
восприятия натуры, в выразительности передачи света и воздуха. Отсутствие выписанности,
продуманная композиция и гармоничный колорит позволяет лучше ощутить глубину пространства и
световоздушную среду в этюдах Дубовикова.
Художник никогда не ищет выигрышных мотивов, справедливо считая, что любой кусок природы
достоин его кисти.
В 1982 году художник купил небольшой бревенчатый дом в три окна на берегу Оки в деревне
Варушицы (в сорока километрах от Калуги), и семья стала проводить там летние отпуска, а порой
приезжать на выходные дни весной и осенью. Эта русская деревня на долгие годы стала для них самым
благодатным местом, а для живописца это был настоящий рай.
Дубовиков был очарован чистым воздухом, запахом пряных трав и цветов, размеренным деревенским
бытом. Он купил маленький складной велосипед, навьючивал на него, как на ишака, этюдник, картонки,
зонт и, передвигаясь таким способом в радиусе пяти километров от дома, писал Оку, озёра, лес, поля,
болота, – всё, на чём останавливался взгляд.
Будничные, ничем не примечательные для всех мотивы, в руках мастера превращались в
одухотворенные, как бы светящиеся изнутри, пейзажи.
Художник обладает способностью вживания в пейзаж. Каждое полотно – это душевное состояние
самого автора. Оттого у зрителей остается полное впечатление того, что они были здесь и переживали
тот же восторг, что и художник.
В суровые и трагические для нашей страны дни августа 1991 года художник был в Варушицах. 19
августа, когда по телевизору передавали балет «Лебединое озеро» а потом пресс-конференцию ГКЧП,
он писал сени своей избы, слушая включенный в другой комнате телевизор. Потом по экрану поползли
танки, и неожиданно для самого художника его работа стала превращаться в отражение того, что
происходило на экране на его глазах, и дверь, открытая на улицу, стала восприниматься как символ
освобождения, а перекресток дорог превратился в распятие – образ распятой России («Август 91-го»).
Эта работа – первое в русской живописи отражение тех драматических событий.
В 1999 году художник вместе со своим другом, школьным товарищем художником Б.В.Пархуновым
был приглашен в г. Малоярославец на Российский пленэр, который в том году был посвящен 200-летию
со дня рождения А.С.Пушкина. Незабываемые впечатления от увиденного навсегда остались в его
картинах. Попав в Малоярославец в момент пробуждения природы, художник свежо и свободно, будто
звенящими красками передал неизъяснимую привлекательность этих мест.
К сожалению, редко обращается художник к жанру портрета, хотя некоторые считают, что именно в
этом жанре его настоящее призвание. Он пишет портреты, в основном, только близких ему людей –
родителей, брата, жены, детей, внуков. Самая значительная его работа в этом жанре – это, безусловно,
портрет отца, выдающегося организатора производства, автора Саратовской системы бездефектного
труда – Б.А.Дубовикова, именем которого названа улица в городе Саратове.
Кстати, здесь можно отметить также, что художник увековечил образ своего отца, не только создав
его портрет, но и написав воспоминания о нем, которые он включил в отредактированную им же книгу
«Система управления качеством», написанную отцом 30 лет тому назад. Книга была издана в Саратове
к 100-летию Б.А.Дубовикова в 2006 году.
Редко обращается художник и к жанру натюрморта. В немногочисленных этюдах полевых цветов ему
удалось без каких либо цветовых эффектов, мягкими приглушенными красками передать скромную
красоту цветов средней полосы России, их внутреннюю гармонию.
Этюды эти скромны и непритязательны, и тем неожиданнее было появление в творчестве художника в
2000-2007 годах нескольких полотен с изображением садовых цветов. Они совершенно другие по
эмоциональной наполненности, по колориту и композиции. Изображения просто переполнены жизнью,
светом, любовью, и цветы кажутся разговаривающими друг с другом. Трепещут изящные царственные
лилии («Лилии»), белые и розовые мальвы щедро отдают свой нектар пчелам («Мальвы»), звенят на
легком ветру сиреневые и белые колокольчики («Колокольчики»), в прихотливом и гармоничном узоре
переплетаются на зеленом фоне синие, фиолетовые, белые и оранжевые петуньи («Петуньи»).
С 1997 года художник работает в деревне Максимовке в пяти километрах от г. Истры.
Летом 1885-го года в этой деревне в сарае у дома горшечника жил Исаак Левитан, а напротив деревни,
на другом берегу реки Истры, стояла деревня Бабкино, в которой жил А.П.Чехов. В этих местах они
познакомились и подружились, ходили вместе на охоту и очень весело, среди молодёжи, проводили
время.
От Бабкино не осталось и следа. Ничего не осталось и от сарая в Максимовке, где жил Левитан, на
месте дома горшечника стоит сейчас другой, обшитый канадским сайдингом. Но для живописца
Дубовикова эти места навсегда остаются овеянными присутствием этих великих деятелей нашей
культуры.
По его глубокому убеждению, мало найдется мест, более пригодных для живописи, чем Подмосковье,
- поля, леса, озера и реки, разбросанные на холмах деревни и церкви – не устаешь восхищаться и
удивляться всему этому богатству природы.
В девяностые годы впервые неуловимо меняется живописная манера Дубовикова, восприятие
природы становится более проникновенным, тонким, возрастает роль света в картинах. Кисть
художника уже не спешит за впечатлением, торопясь положить резкий мазок, а мягко создаёт объёмную
форму натуры, добиваясь жизненной выразительности и гармонии. При этом его картины становятся
живописными прочувственными рассказами об умиротворяющей или яркой красоте русской природы.
Художник все чаще стал задумываться о задачах искусства и его месте в жизни людей.
Вот как это сформулировал он сам:
«По моему мнению, искусство – это способ постижения красоты, глубины и сложности Мира с
помощью слова, звука, линии, света, цвета, пластики, форм, соотношения и расположения частей (В
этой формуле отражены все виды искусств – литература, музыка, графика, живопись, театр,
скульптура и архитектура).
Именно это, а не самовыражение художника, трогает сердце зрителя, читателя или слушателя.
Личность же художника – не самоцель а инструмент для всего этого, и должна выражаться сама
собой без всякого усилия с его стороны. При этом его философия, понятие о добре и зле, отношение к
действительности, политические взгляды и призывы, гастрономические, сексуальные и проч.
симпатии могут присутствовать, но вторичны и апеллируют больше к разуму, чем к сердцу зрителя.
Есть и другие, более конкретные, так сказать, «приземленные» задачи искусства: учить добру,
любви к Земле и своей стране, бороться со злом, украшать жизнь людей и т. д. Конечно, когда
художник работает, он чаще всего ни о какой «задаче» не думает, а просто стремится делать свое
дело как можно лучше.
Обыватель часто воспринимает изобразительное произведение искусства через «похожесть» и
сюжет, не догадываясь, что воздействие его на человека значительно сложнее — через сочетание
цветов и линий, светотень, расположение деталей и т.д., что невозможно иногда передать словами,
но действует тем не менее само по себе, вне зависимости от сюжета и внешней схожести с
натурой.»
Душа истинно русского художника Виктора Дубовикова навсегда предана своей ОТЧИЗНЕ.
Полотна живописца пронизывает глубокая связь с простыми людьми из глубинки России, с их
неспешным патриархальным бытом, с их бесконечной добротой и отзывчивостью. Перенося на холст
величественные просторы, неяркие краски высокого перламутрового неба художник сумел изобразить
красоту и гармонию окружающей РУССКОЙ земли.
Ни один холст живописца Виктора Дубовикова не написан с мыслью о его продаже. Наверное,
поэтому, рассматривая его картины, будто погружаешься в тишину, в особое состояние внутреннего
покоя и умиротворения. И начинаешь учиться у художника наслаждаться тем, как осенний листок
срывается с ветки, долго слушать журчание талой воды и увидеть капли дождя, нехотя сползающих с
лепестков ароматных цветов.
Галия Колоскова
Уважаемый Виктор Борисович !
Коллектив художников Зеленограда поздравляет Вас с ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ! Мы благодарим Вас за
помощь, поддержку и добрые слова каждому художнику, особенно молодому.
Здоровья, долгих лет, а также больших и маленьких ПОБЕД в жизни и творчестве!
ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ДУБОВИКОВА
Куратор Галия Колоскова
Уважаемый Виктор Борисович !
Коллектив худождников зеленограда поздравляет вас с днем рожденья! Мы благодарим вас за помощь, поддержку и добрые слова каждому художнику, особенно молодому.
Здоровья. Долгих лет , а также больших и маленьких ПОБЕД в жизни и творчестве!